О Каче

  ИСТОРИЯ КАЧИ

(1910 -1923 годы)

Данная статья является результатом работы по обобщению и систематизации архивных материалов, исследовательских работ, материалов диссертаций, книг и статей, написанных большим количеством людей неравнодушных к истории возникновения и развития военного Воздушного флота России и его истоков - Офицерской школы авиации Отдела воздушного флота – знаменитой Качи.

Офицерская школа авиации Отдела воздушного флота (1910-1916) – Севастопольская военная авиационная школа (1916-1918)  – Военно-авиационная школа Добровольческой армии (1918-1920) – Тренировочная школа авиации Южного фронта (1920-1921) – Отделение Летной школы № 1 (1921-1922) - Летная школа № 1 (1922-1923) - Первая военная авиационная школа пилотов (1923-1938) – Качинское Краснознаменное военное авиационное училище летчиков (1938-1963) – Качинское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков (1963-1965) – Качинское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище летчиков (1965-1998) – Армавирский военный ордена Ленина Краснознаменный авиационный институт (1998-2002) – организованное некомпетентными офицерами Генерального штаба ВС РФ небытие (2002-2009)  - 783 учебный авиационный ордена Ленина Краснознаменный центр подготовки летного состава (истребительной авиации)  2009 год по настоящее время  -  это все названия одного военного учебного заведения, которое дало России имена легенд авиации.

115 Георгиевских кавалеров, в том числе 8 полных Георгиевских кавалеров:  Боровой Т.С., Вишняков В.Ф, Ефимов Л.Г., Кокорин Н.К., Смирнов И.В., Стржижевский В.И., Терентьев М.Т., Фомагин Г.Ф.     

Это только офицеры-летчики и получившие за боевые заслуги во время Первой мировой войны добровольцы и военнослужащие нижних чинов. Нам ещё предстоит выяснить в архивах фамилии Георгиевских кавалеров из рядового состава, получивших за свои подвиги в небе солдатские Георгиевские кресты.

Среди выпускников Качи 368 Героев Советского Союза, в том числе: трижды Герой Советского Союза маршал авиации Покрышкин А.И., тринадцать дважды Героев Советского Союза: Амет-Хан Султан, Бондаренко М.З., Быковский В.Ф., Глинка Д.Б, Карпов А.Г., Колдунов А.И., Кравченко Г.П., Раков В.И., Сафонов Б.Ф., Смушкевич Я.В., Степаненко И.Н., Таран П.А., Шаталов В.А.

Имена двенадцати маршалов авиации: Агальцова Ф.А., Алксниса Я.И., Астахова Ф.А., Вершинина К.А, Жаворонкова С.Ф., Жигарева П.Ф., Кирсанова П.С., Колдунова А.И.,  Покрышкина А.И., Руденко С.И., Судец В.А, Фалалеева Ф.Я.  золотыми буквами вписаны в историю авиации России.

Восемь выпускников КачиБыковский В.Ф., Шаталов В.А., Березовой А.Н., Афанасьев В.М.,  Корзун В.Г., Котов О. В., Сураев М.В., Кондратьев Д.Ю. -  стали космонавтами.

За годы своей деятельности  Кача  подготовлено более 17 тысяч  летчиков.

И все-таки, с чего началась Кача? Как гласит легенда – все было буднично и обычно. Великий князь Александрович Михайлович как-то утром, просматривая газеты, увидел заголовки, сообщавшие об удачном перелете Блерио через Ла-Манш. Он понял, что этот новый качественный рывок человечества в техническом развитии дает ему не только новый способ передвижения, но и новое оружие. Великий князь решил, что немедленно примется за дело и возглавит работу по применению аэропланов в военном деле. Понимая, что военное министерство не будет финансировать его идеи вне рамок ведомства, Александр Михайлович решил привлечь к финансированию этого нового, неизведанного проекта  Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования, который он возглавлял.

Особый комитет был основан сразу после поражения российского флота в русско-японской войне. Председателем его был Великий князь Александр Михайлович. За годы своей деятельности комитет собрал более 17 миллионов рублей. Эти средства шли на постройку военных кораблей, в которых очень нуждался военный флот Российской империи после своего поражения в войне.

К 1910 году остаток денежных средств в Особом комитете составлял около 900 тысяч рублей. Александр Михайлович предложил общему собранию Особого комитета и жертвователям использовать оставшиеся средства на создание воздушного флота.

30 января 1910 года большинством голосов жертвователей и членов Особого комитета было решено потратить означенную сумму на воздушный флот. Этот день стал днем основания Отдела воздушного флота при Особом комитете. Руководителем Отдела воздушного флота стал Великий князь Александр Михайлович.

6 февраля 1910 года царь Николай II повелел Особому комитету строить воздушный флот.

В начале марта 1910 года Отдел воздушного флота командировал во Францию группу офицеров и группу нижних чинов.

Во Францию поехали: капитан 2-го ранга Янович А.А., подполковник Зеленский М.М., штабс-капитан Матыевич-Мацеевич Б.В.,  капитаны Мациевич Л.М., Александров Д.Н.,  Ульянин С.А., поручик Комаров М.С. и военнослужащие нижних чинов:  кондукторы Жуков А.Е. и А. Черепнов А., минный машинист Смирнов, матрос Митавский В., рядовые Михляев О., Иванкевич Л., Дегтярев В.. Во Франции Янович попал в аварию и его заменили лейтенантом Пиотровским Г.В.

Одновременно во Франции была заказана первая серия самолетов (11 летательных аппаратов «Фарман», «Соммер», «Телье», «Блерио», «Антуанетта». Но потом списки приобретаемых самолетов были несколько изменены.

Офицеры имели задачу стать пилотами, изучить авиационное дело в целом и стать инструкторами в создаваемой Отделом воздушного флота школе авиации. Уделом подчиненных было превращение в авиационных мотористов и механиков, а при благоприятных обстоятельствах, и в летчиков.

Ради объективности следует сказать, что Военное министерство России с началом интенсивных показательных полетов в Европе очень внимательно присматривалось к авиации, определяя в перспективе ее применение в будущих войнах. Главное инженерное управление  Военного министерства, в состав которого входила Воздухоплавательная служба, с середины 1908 года прорабатывало вопрос создания военной авиации в России на базе Учебного воздухоплавательного парка. Для этого военное поле в Гатчине к 1910 году было переоборудовано в военный аэродром.

В 1908 году Главное Инженерное управление (ГИУ) отправило капитанов  Утешева Н.И. и Немченко С.А. в заграничную командировку во Францию  для ознакомления с аэропланом американца У. Райта. Офицеры испытали себя в роли пассажиров, изучили вопрос строительства и эксплуатации аэропланов. Свои выводы и согласие Райта на постройку десяти самолетов доложили руководству ГИУ.

В ноябре 1908 года, созванные генерал-инспектором по инженерной части лица, обсудили поступившее предложение, но не приняли его, поскольку начальник Учебного воздухоплавательного парка генерал-майор Кованько А.М. выдвинул встречный план: сконструировать и построить 5 аэропланов в мастерских парка и купить за границей ещё два аппарата и семь моторов.

Это обещало двойную выгоду: финансовую экономию в сочетании с насаждением авиационного изобретательства и строительства на российской почве.

Но никто не осознавал того обстоятельства, что конструирование сферического аэростата и конструирование крылатой машины стояли на разных ступенях инженерного искусства. 

 К весне 1909 года офицеры-воздухоплаватели представили на испытания аэропланы собственной конструкции. Опробование аппаратов происходило с декабря 1909-го до лета 1910 года, но не дало положительных результатов. Несмотря на неудачу, военное ведомство продолжало работу в этом направлении.

11 марта 1910 года Военный совет Российской империи переименовал Учебный воздухоплавательный парк в Офицерскую воздухоплавательную школу (ОВШ), а в конце августа при школе был открыт временный Авиационный отдел. Его целями были: подготовка офицеров и военнослужащих нижних чинов для авиационных отрядов, а также проверка новых летательных аппаратов на пригодность к военному делу.

В августе 1912 года Авиационный отдел стал штатным подразделением ОВШ, а в 1914 году Офицерская воздухоплавательная школа была переименована в Гатчинскую военную авиационную школу.

Офицерскую школу авиации Отдел воздушного флота предполагал создать в Гатчине на военном аэродроме Офицерской воздухоплавательной школы.

Однако поздняя присылка самолетов, а также климатические условия и невозможность проводить занятия зимой заставили Отдел искать другое место на юге России, где занятия могли бы вестись круглый год.

Выбор пал на Севастополь, где, кроме климата, немалое значение имела близость военно-морской базы, а главное ее мастерских. В Гатчине, ввиду близости столицы, было решено проводить занятия «только летом с обучающимися специального класса, чтобы они, кроме усовершенствования  в сложных и дальних полетах по вырабатывавшейся совместно с военным ведомством программе, могли проходить и теоретические занятия в одном из высших учебных заведений Санкт-Петербурга».

4 октября 1910 года Севастопольская городская дума «предоставила в распоряжение Отдела воздушного флота Куликово поле … для обучения полетам на аэропланах». Как аэродром, площадка имела два очень существенных недостатка. Она была покатой и тесной.

 На площадке были спешно установлены до десяти деревянных сараев, способных вместить по шесть аэропланов, французский переносный ангар, деревянное здание для офицерского собрания и школьной канцелярии. Один из самолетных ящиков был приспособлен под офицерскую столовую. Были поставлены две сигнальные мачты.

Руководителями полетов (инструкторами) Великий князь намеревался сделать не только офицеров, получивших начальную подготовку за границей, но и привлечь к обучению авиатора-спортсмена Ефимова Михаила Никифоровича – незаурядного летчика, который в феврале 1910 года получил в авиационной школе Фармана диплом пилота под номером 31.

С 25 по27 октября 1910 года из Петербурга в Севастополь по железной дороге прибыли первые школьные авиаторы и школьное имущество, в том числе, два моноплана «Антуанетта», четыре моноплана «Блерио» и два биплана «Фарман».

К ноябрю 1910 года в Офицерскую школу авиации для обучения полетам по распоряжению военного и морского ведомств были направлено 14 офицеров и 23 нижних чина для обслуживания самолетов.

 В начале ноября 1910 года на Куликовом поле под Севастополем было закончено оборудование аэродрома и 8 ноября 1910 года - по новому стилю 21 ноября - состоялось торжественное открытие Офицерской школы авиации. 

21 ноября на Руси отмечается престольный праздник архангела Михаила и в 1911 году Русская Православная церковь объявила архистратига Михаила небесным покровителем Офицерской школы авиации.

Первыми руководителями полетов (инструкторами) в школе авиации были: на самолетах «Блерио» - штабс-капитан Матыевич-Мацеевич Б.С. и лейтенант Пиотровский Г.В., на самолетах «Фарман» - поручик Руднев Е.В. и вольнонаёмный  летчик Ефимов М.Н., на самолетах «Антуанетта» -  капитан Зеленский М.М. и поручик Комаров М.С.

Именно эти первые летчики-инструкторы заложили основы методики летного обучения. Они по крупицам, методом проб и ошибок, накапливали свое летно-методическое мастерство, передавали свой опыт и летные навыки обучаемым.

В числе первых учеников были подполковник Генерального штаба Одинцов С.И., капитан-лейтенант Дмитриев И.Н.,  штабс-капитан Быстрицкий В.П., лейтенанты Подгурский Н.Л., барон Буксгевден Г.О., Дыбовский В.В., поручики Виктор-Берченко С.И., Самойло П.А., подпоручики Гельгар В.Ф., Макеев Б.В., корнеты ИльинА.А., Бахмутов Н.А.

С момента сформирования во главе школы был поставлен Совет, состоящий из председателя, назначавшегося Отделом воздушного флота, руководителей (инструкторов), заведующих мастерской и аэродромом. Иными словами, управление было коллегиальным.

 С марта 1911 года в школе было введено единоначалие. Начальник школы подчинялся Отделу воздушного флота.

 До переезда из Гатчины руководителем Офицерской школы авиации был Председатель совета школы капитан 2-го ранга Фогель Николай Федорович (адъютант Великого князя Александра Михайловича, управляющий делами Отдела воздушного флота). 

 С переводом школы  в Севастополь с 8 ноября 1910 года по 26 мая 1911 года ею руководил капитан 2-го ранга Кедрин Вячеслав Никанорович (обучался в Офицерской школе авиации ОВФ в первом наборе 1910 года).   

 С 26 мая 1911 года начальником школы стал полковник Генерального штаба Одинцов Сергей Иванович (обучался полетам в Офицерской школе авиации ОВФ в первом наборе 1910 года. С 9 марта 1911 года – начальник общего класса школы, с 26 мая – начальник общего и специального классов школы).

С первых дней в школе проводилась работа, направленная на совершенствование учебного процесса и авиатехники. Руководители полетов Кедрин В.Н. и Пиотровский Г.В. первыми задумали установить школьные самолеты на лыжи, и провели их первые испытания.  

 Поручик Гельгар В.Ф. стал первым человеком, который сконструировал специальный фотоаппарат «Разведчик», который положил начало воздушной фоторазведке. С его помощью были сделаны первые снимки города Севастополь и прилегающих к нему бухт.  

Весной 1911 года общий и специальный классы Офицерской школы авиации Отдела воздушного флота располагали 26 самолетами, а школа, в целом, - 37 самолетами, Это означало, что 11 самолетов могли быть использованы для создания временных авиационных отрядов, которые школа планировала отправлять для участия в войсковых маневрах..

18 апреля 1911 года Офицерская школа авиации пережила первую летную катастрофу. Руководитель полетов штабс-капитан Матыевич-Мацеевич Б.В. решил покатать на самолете «Блерио» своего брата Станислава. Прогулка обернулась трагедией: при вынужденной посадке самолет столкнулся с каменной оградой одного из частных участков, окружающих аэродром. Оба офицера погибли.

Великий князь никогда не пытался стать авиатором, но к формам и методам деятельности Офицерской школы авиации ОВФ подходил талантливо и изобретательным.

Оборудование и содержание школы потребовало значительных расходов, которые покрывались из находящихся в распоряжении Комитета добровольных пожертвований. Великий князь четко представлял, что в будущем ее содержание исключительно на средства Комитета по усилению флота на добровольные пожертвования будет весьма затруднительным. В поисках других источников финансирования 19 марта 1911 года он обратился к Военному министру Сухомлинову В.А. с письмом, в котором просил его выйти с ходатайством на Совет министров об ассигновании потребных для деятельности школы ОВФ средств из Государственного казначейства. Великий князь мотивировал свою просьбу тем, что авиационная школа готовит только военных летчиков (офицеров) и нижних чинов мотористов и мастеровых для военного ведомства.

Кроме того, Александр Михайлович представил на заключение и одобрение военным министром «Положение о воздушном флоте, сооруженном на добровольные пожертвования», утвержденное Отделом воздушного флота 14 марта 1911 года, штатное расписание и годовую смету авиационной школы.

 Согласно «Положению» отдел воздушного флота должен состоять из:

а) авиационной школы;

б) временных авиационных отрядов, формируемых на время маневров войск;

в) авиационных отрядов, передаваемых военному ведомству с объявлением мобилизации.

Авиационная школа должна была состоять из двух классов: общего – в Севастополе и специального – в Гатчине.

В общем классе  офицеры должны готовиться в течение шести месяцев в качестве летчиков-наблюдателей, а в специальном – также в течение шести месяцев в качестве военных летчиков, причем за первых три месяца они должны пройти специальный теоретический курс при Политехническом институте, в оставшиеся три месяца – летать по специальным программам.

Специальные экзаменационные программы в соответствии с «Положением» практически были выработаны гораздо позже: на звание ЛЕТЧИКА  и  ЛЕТЧИКА-НАБЛЮДАТЕЛЯ  -  в мае, а на звание ВОЕННОГО ЛЕТЧИКА  -  в июле 1911 года.

Учебные полеты в Офицерской школе авиации производились почти каждый день и до сентября 1911 года общий налет достиг 322 часов. Всего за 1911 год общий налет составил около 500 часов.

Средний налет за летный день составлял от полутора до двенадцати с половиной часов в день.

Методическая направленность полетов постепенно стала получать военное направление и к сентябрю дала те блестящие результаты, которые показали авиаторы, участвуя в маневрах войск военных округов.

Одновременно с полетами руководству Отдела воздушного флота и Офицерской школы авиации пришлось вырабатывать и вновь перерабатывать всевозможные наставления и правила полетов, эксплуатации авиационной техники, аэродромно-технического и метеорологического обеспечения полетов.

В мае 1911 года Отдел воздушного флота вышел с ходатайством об утверждении особого флага-вымпела для поднятия на принадлежащих отделу строениях и самолетах, высочайшее утверждение которого состоялось 31 июня 1911 года.

26 мая 1911 года на заседании Отдела воздушного флота было решено оставить в Севастополе оба класса  - общий и специальный, а на лето 1911 года образовать в Гатчине авиационный отряд под руководством подполковника Ульянина С.А.

15 октября 1911года при Петербургском политехническом институте были открыты Офицерские теоретические курсы авиации Отдела воздушного флота. Их учреждение позволило сформировать систему обучения, которая просуществовала до 1917 года и при которой авиаторы получали теоретическую подготовку в столице, а практическую – в Крыму.

Уровень подготовки пилотов первого выпуска Офицерской школы авиации руководители и ученики продемонстрировали в ходе участия в маневрах войск и флота

16 апреля 1911 года руководители и ученики  Офицерской школы авиации принимали участие в маневрах Черноморского флота, выполняя задачи воздушной разведки и связи.

В августе-сентябре 1911 года по просьбе командующих войсками округов авиационные отряды, сформированные в Офицерской школе авиации, участвовали в маневрах войск Петербургского, Варшавского и Киевского военных округов.

Причем на маневрах Петербургского военного округа по рекомендации Главного управления Генерального штаба авиационные отряды Офицерской школы авиации и Офицерской воздухоплавательной школы (Гатчина) были приданы разным маневрирующим сторонам с тем, чтобы сравнить подготовку авиаторов двух школ к полевой работе.

В Севастополе была проведена большая подготовительная работа. В частности, авиаторы разработали «Краткие руководящие данные для начальников, войск, летчиков и посредников, участвующих на маневрах 1911 года при пользовании самолетами».

В этом наставлении были определены основные боевые задачи авиации:

1. Производство разведки противника

2. Поддержание связи

3. Нанесение материального и морального вреда врагу бросанием с высоты взрывчатых веществ

4. Уничтожение змейковых, управляемых аэростатов и самолетов противника

5. Точное определение укреплений противника и их фотографирование 

Обратите внимание – ведь не прошло ещё года со дня создания первой военной авиационной школы, только начался выпуск военных летчиков. И какие задачи!

Это был первый опыт применения авиации в интересах общевойсковых операций, её действий в полевых условиях, а также инженерно-авиационного и тылового обеспечения (в современной терминологии).

 Михаил  Никифорович Ефимов, руководитель полетов (инструктор) Офицерской  школы авиации в журнале «Вестник воздухоплавателя»  пишет о данных событиях: « Маневры удались чрезвычайно, летали во всякое время – днем и ночью, в безветрие и при ветре, аварий не было ни одной. Самым выдающимся рекордом было участие летчиков школы в больших военных маневрах. Этот первый опыт прошел блестяще. Наши летчики покрыли заслуженной славой  Севастопольскую  школу».

Работа самолетов Отдела воздушного флота на маневрах войск получила полное одобрение руководящего состава Военного министерства: «…летчики вполне доказали, что воздухоплавание у нас вышло уже из области простой забавы и является в настоящее время боевым средством, могущим в умелых руках оказать неоценимые услуги».

 

 Экзамен на звание «военного летчика, летчика и летчика-наблюдателя» сдавался по специальным программам. Это означает, что военные летчики в России появились официально только в 1911 году!

Для проведения экзамена на звание «военного летчика» назначалась особая комиссия, в присутствии которой летчик обязан был выполнить следующие задания:

1.  Полет продолжительностью полтора часа;

2.  Планирующий спуск с высоты 100 метров на точное приземление;

3.  Полет продолжительностью 5 минут на любом аэроплане из числа принятых в отрядах;

4.  Подробное знание двигателя: сборка, разборка и его регулировка, нахождение неисправностей и их устранение ;

5.  Решение тактической задачи по рекогносцировке войск и местности.

Итогом работы Офицерской школы авиации явился выпуск в 1911 году 27 пилотов, в том числе, со званием «военный летчик»  - 17,  со званием «летчик» - 6,  со званием «летчик – наблюдатель»  - 4 человека. Из них, офицеров – 26, военнослужащих нижних чинов – 1. Еще 5 человек согласно списку выпускников удостоились фразы  - «учились летать».

Труды Отдела воздушного флота, всего личного состава Офицерской школы авиации и её авиационных отрядов в ходе войсковых маневров получили высокую оценку императора Николая II во время представления ему выпускников школы на приеме в Ливадийском дворце  26 ноября 1911 года. 

 

В ходе первого года работы Офицерской школы авиации выяснилось, что число, офицеров, желающих обучаться в ней, несоразмерно превышает возможности школы. Рассчитанная первоначально на десять обучающихся, к осени 1911 года их численность была доведена до сорока пяти в Севастополе и двадцати на теоретических курсах в Санкт-Петербурге.

Одновременно с увеличением числа обучающихся Отдел воздушного флота увеличивал число самолетов путем заказа в России, постройки в своей мастерской и закупки более усовершенствованных самолетов за границей.

Вместе с тем, руководство Отдела и школы осознавало, что дальнейшее увеличение числа обучаемых в школе из-за малых размеров  Куликова поля невозможно.

1912 год

В январе 1912 года на основании данных о появлении военной авиации во Франции Великий князь поднял вопрос об увеличении числа обучающихся. Это предложение в феврале было одобрено Военным министром. Отделом воздушного флота было принято решение к 1 июня 1912 года довести число обучающихся в офицерской школе авиации в Севастополе до 60 человек, на теоретических курсах – до 30.

Кроме того, в январе было решено искать для школы новое летное поле. 

Назначенная для поиска подходящего поля комиссия после осмотра различных полей в окрестностях Севастополя остановила свой выбор на местности у реки Качи. Был поднят вопрос о приобретении земли.

Этот вопрос был решен в марте 1912 года по соглашению с военным министерством, при этом было решено приобрести 650 десятин земли и немедленно приступить к постройке постоянных жилых и служебных зданий.

В связи с отсутствием у Отдела воздушного флота денег на приобретение земли и строительство зданий Военное министерство ходатайствовало перед Государственной думой о выделении необходимых средств.

Законопроект об отпуске 150 тысяч на приобретение земли и 900 тысяч рублей на постройку зданий был одобрен Государственной думой и Государственным советом и высочайше утвержден в июне 1912 года.

Одновременно с решением вопроса с приобретением земли специальный класс школы во главе со штабс-капитаном Земитаном И.Я. перебазировался на поля у реки Кача в конце февраля 1912 года. Офицеры и команда поселились на хуторе Максимовича, бывшего владельца купленных земель. Самолеты были размещены в переносных палатках.

С 1 марта 1912 года специальный класс приступил к занятиям на «новом учебном поле» у реки Качи и с 6 марта начались полеты.

Общий класс офицерской школы авиации перебазировался на новое место в июне.

С этого момента необходимость в командировки в Гатчину для сдачи экзаменов на звание военного летчика отпала.

В приказе по школе за № 161 от 9 июня 1912 года впервые было указано новое  место расположения школы: Александро-Михайловский лагерь.

Предстояло обустроить новое место. Разметить летное поле, возвести каменные ангары и мастерские. Поодаль, в 50-70 метрах от берегового обрыва, надо было построить здания для офицерского собрания, руководителей (инструкторов) и авиаторов-офицеров. Также предстояло возвести казарму для авиаторов нижних чинов и другие служебные здания.

А пока, с началом деятельности школы на новом месте, офицеры и команда жили в палатках.

Несмотря на перебазирование школы на новое место и связанные с этим неудобства, отозвавшиеся на её деятельности, учебный процесс продолжался довольно успешно. За 1912 год школа налетала почти 910 часов.

В августе вместо отстраненного от должности полковника Генерального штаба Одинцова С.И. начальником Офицерской школы авиации стал капитан Генерального штаба князь Мурузи Александр Александрович.

Руководителями полетов (инструкторами) в это время были штабс-капитаны Андреади Д.Г., Виктор-Берченко С.И., Земитан И.Я., поручики Ильин А.А., Макеев Б.В., Туношенский И.Н., лейтенант Дыбовский В.В. и потомственный почетный гражданин Ефимов М.Н.

В августе-сентябре 1912 года авиационный отряд Офицерской школы авиации ОВФ в составе 8 самолетов принял участие в больших манёврах войск Варшавского военного округа. Несмотря на малую численность самолетов авиационного отряда, полученные результаты их применения в интересах войск, вновь подтвердили громадное значение авиации для  армии.

В августе этого же года совершили всемирно известные дальние перелеты из Севастополя в Санкт-Петербург лейтенант Дыбовский В.В. (2235 вёрст) и штабс-капитан Андреади Д.Г. (около 3000 верст – летел через Одессу).

Не привлеченный к манёврам руководитель полетов (инструктор) Ефимов М.Н. в сентябре провел испытания парашюта конструкции Котельникова Г.Е. и сбросил с аэроплана «Фарман» манекен. Испытания прошли успешно.

В сентябре-октябре 1912 года авиаторы Офицерской школы авиации провели ряд опытных полетов на испытание прицела для бомбометания, изобретенного штабс-капитаном артиллерийского полка Толмачевым В.И.

В сентябре 1912 года в Офицерскую школу авиации прибыл для обучения сотник 5-й Кубанской казачьей батареи Ткачев Вячеслав Михайлович, имевший за плечами год летной практики в Одесском аэроклубе. В декабре он сдал экзамены на звание «военный летчик».  

    Вячеслав Матвеевич Ткачев родился в 1885 году на Кубани в семье атамана. Учился в Нижегородском кадетском корпусе. Другом по кадетскому корпусу был П.Н. Нестеров. Далее  -  Константиновское артиллерийское училище.  В 1906 году после производства в офицеры служил в конной артиллерии.

    В 1910 году сотника Ткачева В.М. назначили офицером-воспитателем Одесского кадетского корпуса. С разрешения директора корпуса Ткачев В.М. учится летать в Одесском аэроклубе и 2 ноября 1911 года получил российское удостоверение пилота-авиатора № 65. В 1912 году принял предложение, Великого князя Александра Михайловича  о переходе на летную службу.

     С 28 сентября по 31 декабря переучился в Севастопольской офицерской школе авиации с «Фармана» на «Ньюпор», который тогда в Российской армии только принимался на вооружение. В декабре 1912 года сдал экзамен на звание «военный летчик».

     Служил в 11 корпусном авиаотряде с Нестеровым П.Н. Участвовал с ним и  Передковым М. в прогремевшем на всю Россию групповом дальнем перелете по маршруту Киев – Остер – Нежин - Киев.

     Первую мировую войну Ткачев В.М.  встретил в должности командира 20 корпусного авиаотряда. В самом начале боевых действий , 12 августа 1914 года он совершил глубокую воздушную разведку по тылам противника и на подбитом аэроплане вернулся в расположение своих войск. Данные разведки обеспечили 4 армии решительный успех в боях.

     За этот подвиг Ткачев В.М. стал первым Георгиевским кавалером  среди российских летчиков.

      В 1917 году  Вячеслав Михайлович был назначен на должность Генерального инспектора русской авиации. Это был фактически второй -  после Великого князя Александра Михайловича - Главнокомандующий  Военно-воздушными Силами России и первый выпускник-качинец на этой должности.

Вячеслав Михайлович Ткачев вошел в историю военной авиации ещё и как один из первых её теоретиков. 4 января 1917 года была издана написанная им разработка «Материалы по тактике воздушного боя»

7 января 1964 года, приехав в Волгоград, он подарил Качинскому училищу свою книгу с надписью: «Дорогой Качинской авиационной школе от ея бывшего ученика В.М. Ткачева  -  переходил с «Фармана-4» на «Ньюпор-4» с 28 сентября по 31 декабря 1912 года».

В 1912 году Севастопольская офицерская школа авиации выпустила 75 пилотов, в том числе, со званием «военный летчик» -  44, со званием «летчик»  - 31 . Из них, офицеров – 68, военнослужащих нижних чинов – 7.  5 человек выпущено с формулировкой «учился летать».

1913 год.

С 1913 года школьная жизнь пошла, можно сказать, «по наезженной колее».

В январе в школу прибыли 32 офицера, окончивших в декабре 1912 года Офицерские теоретические курсы при Политехническом институте.

Обучение полетам проводили 7 руководителей-инструкторов: штабс-капитаны Виктор-Берченко С.И., Земитан И.Я. и Андреади Д.Г., поручики Макеев Б.В. и Туношенский И.Н., лейтенант Дыбовский В.В., а также господин Ефимов М.Н..

 В составе школы насчитывалось 58 самолетов, в том числе «Блерио» - 2, «Дё-Бражас»  -  6,  «Моран»  - 8, «Ньюпор»  -  35,  «Фарман»  -  7.

Как сообщал журнал «Воздухоплаватель» - За один только месяц, с 1 августа по 1 сентября, в Офицерской школе авиации Отдела воздушного флота, расположенной  в лагере Александро-Михайловском (близ города Севастополя),  50 офицеров общего и специального классов и 15 обучающихся полетам нижних чинов (при семерых руководителях-инструкторах) совершили 1350 полетов. Общая продолжительность полетов составляет 360 часов 15 минут.

Перелеты на большие расстояния в школе были редкими. Известно, что 16 апреля руководитель Андреади Д.Г. совершил полет на «Ньюпоре» по маршруту Севастополь – Феодосия – Керчь  и обратно. А 18 июля он лидировал в групповом перелете по маршруту Кача – Евпатория – Кача.

В декабре 1913 года завершилось, в основном, строительство школьного городка у реки Кача.

В аэродромной зоне были возведены 10 самолетных ангаров, мастерская, два бензиновых склада, метеорологическая станция, сигнальные мачты. 

В казарменной и жилой зоне – 16 зданий.

Все здания внутри городка были соединены дорогами и тротуарами с электрическим освещением. На краю берега была устроена беседка, к морю вел лестничный спуск.

Утром 17 декабря 1913 года здания постоянного школьного городка были освящены. А в 11.00  авиаторы, одетые в парадную форму, встречали императора, удостоившего школу визитом.

Император пожаловал капитана Генерального штаба князя Мурузи А.А. чином полковника, многие  руководители и выпускники были награждены орденами.

Серебряными часами были награждены унтер-офицер Иван Пинкин, рядовые Иосиф Матусевич и Петр Петропавлов.

В 1913 году Севастопольская офицерская школа авиации выпустила 90 пилотов, в том числе: со званием «военный летчик» - 57 человек, со званием «летчик» - 33 человека. Из них, офицеров – 75, военнослужащих нижних чинов – 15.

1914 год.

Пятого марта 1914 года школьные авиаторы встречали и чествовали военного летчика штабс-капитана Нестерова Петра Николаевича, прославленного выпускника Офицерской воздухоплавательной школы. Он с механиком  Руденко совершил перелет по маршруту Киев – Одесса – Севастополь и опустился на школьный аэродром как «снег на голову».

Нестеров Петр Николаевич закончил отдел авиации Офицерской воздухоплавательной школы в октябре 1912 года со званием «военный летчик».

27 августа 1913 года он впервые в мировой практике выполнил «мертвую петлю», за что приобрел широкую известность.

26 августа 1914 года Нестеров П.Н., перехватывая австрийский аэроплан «Альбатрос» на аппарате «Моран», совершил воздушный таран. Уничтожив противника, погиб сам.

Петра Нестерова тепло встретили летчики и ученики школы. В офицерском собрании состоялись праздничный обед и концерт в честь знаменитого гостя.

7 марта Нестеров участвовал в полетах Офицерской школы авиации и по его словам «особенных фокусов не показывал и больших кренов не делал, показал скольжение на крыло».

В этот день в ходе полетов разбился Андреади Д.Г., который после взлета сделал большой крен и зацепил крылом землю.

Первая мировая война, начавшаяся в июле 1914 года, продолжалась для России более трех с половиной лет. Через нее прошли миллионы россиян, она затронула судьбы предков почти каждого из нас.

Но участники той войны, проливавшие на ней свою кровь, в дальнейшем несправедливо были преданы забвению или даже осмеяны. Большинство из нас помнит, что про ту войну нам говорили только одно: она была империалистической, захватнической, несправедливой и никаких героев в ней быть не могло.

Повезло лишь в некоторой степени авиации. Фамилии героев-летчиков Первой мировой войны (конечно же не всех) были известны и в советское время. Это Казаков А.А., Аргеев П.В., Янченко В.И., Смирнов И., Ткачев В.М. и многие другие, совершившие по 200 – 250 боевых вылетов и сбившие по 10 - 20 самолетов противника, стали асами мировой величины.

Именно о таких летчиках, как они,  Кайзер Германии Вильгельм 2-й написал,  обращаясь к немецким летчикам: «Я желаю, чтобы мои авиаторы стояли на такой высоте проявления искусства, как это делают русские».

К началу Первой мировой войны авиация Вооруженных Сил России состояла из 39 авиационных отрядов и имела  на вооружении 244 самолета и около 270 подготовленных военных летчиков. Из них 192 летчика  были подготовлены  в Офицерской  школе авиации Отдела воздушного флота.

Из воспоминаний выпускника школы 1912 года Ткачева Вячеслава Михайловича:

«С началом войны авиационные отряды оторвались от своих рот, и, конечно, в таких условиях не все роты могли оказывать необходимую помощь авиации фронта, Потерял связь с отрядами и тыловой снабжающий центр при Главном военно-техническом управлении.

Вот почему 14 августа 1914 года для «упорядочения в действующих армиях авиационного и воздухоплавательного дела» приказом Верховного главнокомандующего были учреждены должности заведующих организацией авиационного дела на фронтах.

Деятельность новых руководящих авиационных органов принесла известные плоды. Прежде всего был упорядочен вопрос снабжения горючим и ремонт авиатехники».

Вместе с тем, по оценке Ткачева, «существование сразу пяти начальствующих центров излишне усложняло управленческий механизм, тем более что на передовой авиационные отряды были в оперативном подчинении у местного корпусного и армейского командования».

В сентябре 1914 года Великий князь Александр Михайлович подал доклад начальнику Главного управления Генерального штаба генерал-лейтенанту Янушкевичу Н.Н. , предлагая устранить децентрализацию управления авиацией и предоставить большие полномочия заведующим организацией авиационным делом фронтов.

Это привело к созданию в январе 1915 года единого органа управления авиацией – Канцелярии заведующего воздушным флотом при штабе Верховного главнокомандующего (АВИАКАНЦ).

В соответствии с основополагающими документами после объявления войны Офицерская школа авиации и Офицерская воздухоплавательная школа должны были приостановить учебные процессы, направить курсантов к местам службы и всячески содействовать материальному обеспечению действующих авиационных и воздухоплавательных частей.

Уже в августе 1914 года данное положение было изменено. Это произошло из-за начавшегося в 1914 году перевооружения авиационных отрядов с устаревших «Ньюпоров» на монопланы «Моран-Солнье» и «Депердюсен», которые имели совершенно отличные  друг от друга системы управления и возникла насущная потребность в переучивании многих летчиков.

По инициативе Великого князя Александра Михайловича было решено оставить руководителей полетов при Офицерской школе авиации для переучивания летного состава авиационных отрядов на новую авиационную технику.

С 9 сентября 1914 года, сменив полковника генерального штаба Мурузи А.А., должность начальника Офицерской школы авиации исполнял старший лейтенант Буксгевден Герберт Оттович (первый набор школы, выпускник школы 1911 года со званием «военный летчик». С 9 февраля 1915 года – капитан 2-го ранга).

В августе- сентябре 1914 года руководителями (инструкторами) в школе были штабс-капитан Макеев Б.В., поручики Троицкий Б.М., Цветков Б.Л., Шумский Н.Э., а также господа Ефимов М.Н. и Раевский А.Е.  Лейтенант Фриде Г.А. заведовал командой, состоявшей из охотников.

 «Охотниками» называли вольноопределяющихся, обучающихся в Офицерской школе авиации. Это были добровольцы, рядовой состав, пришедший в школу, чтобы стать военными летчиками и защищать Россию.

Благодаря переучиванию летчиков на самолеты «Моран» и «Депердюсен» школа сохранила работоспособность, а вскоре возобновила прием учеников: авиационные отряды действующей армии требовали пополнения.

Осенью 1914 года на Черном море произошли важные перемены. Война, сначала шумевшая где-то вдалеке, подступила к Севастополю в виде германо-турецкой эскадры.

Ранним утром 16 октября корабли противника обстреляли Севастополь, Одессу, Новороссийск и Феодосию. С этого времени российское черноморское побережье пребывало в угрожаемом положении, поскольку Черноморский флот при всем желании не мог одновременно защитить любую точку береговой черты.

В Офицерской школе авиации опасались обстрела с моря и 22 декабря 1914 года её начальник старший лейтенант Буксгевден Г.О. запросил у командующего Черноморским флотом адмирала Эбергарда поставить для школы 8 бомб по 1 пуду 15 фунтов (масса толового заряда – 1 пуд, т.е. 16 кг)  «дабы наши летчики сбрасыванием этих бомб в случае появления неприятельских судов вблизи школы имели возможность нанести им ущерб и принудить противника к отступлению».

В 1914 году Офицерская школа авиации выпустила 67  пилотов, в том числе: со званием «военный летчик» - 49 человек, в том числе 9 - из нижних чинов; со званием «летчик» - 18 человек.

1915 г.

20 февраля 1915 года Офицерская школа авиации Отдела воздушного флота в соответствии с приказом командующего Черноморским флотом введена в состав гарнизона Севастопольской крепости.  Спустя несколько дней, 25 февраля, Великий князь провел в Севастополе совещание, на котором было принято решение, создать для сухопутных операций на Южном фронте два авиационных отряда: 31-й и 32-й.

31-й корпусной авиаотряд составом четырех бипланов «Вуазен» перебазировался в Севастополь в середине марта 1915 года и в конце месяца приступил к полетам, используя в качестве взлетно-посадочных площадок Куликово поле и поле устья реки Бельбек.

32-й корпусной авиаотряд был сформирован на базе Офицерской школы авиации и укомплектован шестью аэропланами - одним «Блерио» и пятью «Фарман АФ-22» из состава школы. Летный состав авиаотряда был укомплектован руководителями: штаб-ротмистр Ильин А.А. - командир, поручики Попов В.Э. и Басов С.Н., подпрапорщик Вишняков В.Ф. и охотник Ефимов М.Н.   27 марта 1915 года авиаотряд приступил к полетам на Куликовом поле.

Авиаторы наблюдали за морем, в частности, за участками от Балаклавы до мыса Лукул и от мыса Айя до мыса Лукулл.

Усиление противника на Юго-Западном фронте заставило Верховное командование заставило перебросить туда часть сил с южного направления, в том числе 31 и 32 корпусные авиаотряды. Первого мая авиаотряды начали перебазирование во Львов.

Деятельность Офицерской школы авиации в 1915 году осуществлялась в усиленном режиме.

По состоянию на 16 июня количество обучаемых офицеров, военнослужащих нижних чинов и охотников составляло 137 человек. Из них 72 человека проходили подготовку на «Фарманах»,  28 – на «Моранах»,  37 – на «Ньюпорах».

Самолетный парк школы составлял 55 самолетов, в том числе «Фарман» всех типов – 26, «Моран» -17, «Ньюпор» - 9, «Вуазен» - 3.

 С 9 июня 1915 года начальником Офицерской школы авиации вновь стал полковник генерального штаба Мурузи А.А.

Полетами на «Фарманах» руководили штабс-капитаны Макеев Б.В. и Троицкий Б.М., господин Раевский А.Е. и охотник Сущинский В.В., на «Моранах» - штабс-капитан Резниченко М.Г. и поручик Вяткин П.В., на «Ньюпорах» - штабс-капитан Шумский Н.Э. и поручик Капустян К.Ф.

В качинском городке теоретические занятия в учебных классах проводились 5 дней в неделю. Они включали следующие дисциплины: тактика, теория авиации, двигатели внутреннего сгорания, топография, баллистика и основы бомбометания, фотографическая топография и аэрологические наблюдения.

Ввиду слишком большого количества самолетов, одновременно летающих и отрабатывающих руление на школьном аэродроме у реки Качи, руководством школы с целью его разгрузки были созданы два отделения (филиала) в Симферополе и Бельбеке.

Бельбекское (в долине реки Бельбек) отделение находилось в восьми километрах от школы. Оно было устроено на летном поле 2-й авиационной роты, убывшей на фронт. Впоследствии здесь была развернута школа стрельбы, бомбометания и высшего пилотажа.

Заведующим Бельбекским отделением был назначен штабс-капитан Вяткин Порфирий Васильевич. 

Симферопольский аэродром был расположен в пяти километрах южнее Симферополя. Летное поле являло собой длинную и широкую полосу, совершенно открытую с восточного направления.

Заведующим Симферопольским отделением был назначен штабс-капитан Земитан Иван Яковлевич. В феврале его сменил штабс-капитан Макеев Борис Владимирович.

Оба отделения были снабжены палатками, переносными ангарами и разборными бараками.

Полеты на учебных «Фарманах» проводились на аэродроме Симферополь, а на «боевых» - на аэродроме Кача. На «Вуазенах» летали на аэродромах Кача и Бельбек. На учебных «Моранах» - на Бельбеке, на «Моранах-Парасоль» - на аэродроме Кача.

Переучивание летного состава авиаотрядов, действующей армии, на новую авиатехнику, а также обучение высшему пилотажу и, как следствие, воздушному бою проводилась на аэродроме Бельбек. Обучение проводили руководители Вяткин П.В., Ионин А.А., Раевский А.Е., лейтенант Французской службы Жуфрэ и подпоручик Французской службы Робинэ Жан.

6 июля 1915 года сдал экзамен на звание «военный летчик» прапорщик 12-го уланского Белгородского полка Арцеулов Константин Константинович и 13 июля убыл в 18-й корпусной авиационный отряд.

Прапорщик Арцеулов К.К. успел  в Первую  мировую войну  выполнить более 200 боевых вылетов. Вернувшись в октябре 1916 год в Севастопольскую школу, он был назначен руководителем полетов (инструктором) Бельбекского отделения по подготовке летчиков к ведению воздушного боя, которое вскоре стало истребительным отделением при Севастопольской авиационной школе. Главная же заслуга незаурядного, исключительно умного и талантливого летчика Арцеулова К.К. заключается в покорении штопора.

В ноябре 1915 года Великий князь Александр Михайлович поднял вопрос о передаче Офицерской школы авиации в военное ведомство в связи с отсутствием у Отдела воздушного флота необходимых для содержания школы средств.

16 декабря 1915 года начальником Офицерской школы авиации вместо полковника генерального штаба Мурузи А.А. был назначен полковник Стаматьев Харлампий Федорович (офицер Одесского морского батальона, в 1913 году заведовал военно-авиационным классом Одесского аэроклуба. С 22 сентября 1914 года – командир 6-й авиационной роты).

Из его рапорта о принятии дел школа по состоянию на 25 декабря 1915 года имела 153 аэроплана . Для сравнения Стаматьев Х.Ф. приводил данные по Гатчинской военной авиационной школе, располагавшей 81 аэропланом, по Одесской школе Анатры, имевшей 7 аэропланов, и по Московской школе, имевшей 8 аэропланов. Эти цифры наглядно показывают роль Офицерской школы авиации Отдела воздушного флота в деле подготовки военных летчиков России.

В 1915 году школа подготовила 166 пилотов, в том числе со званием «военный летчик» - 128 человек (из них, обратите внимание: офицеров – 49, военнослужащих нижних чинов и охотников - 79),  со званием «летчик» - 34 (из них офицеров – 8, военнослужащих нижних чинов и охотников – 26), со званием «летчик-наблюдатель» - 4.

Переподготовлено летчиков строевых частей - 55, в том числе офицеров – 35, охотников – 1, военнослужащих нижних чинов – 19.

Интересно отметить, что «согласно предписанию Отдела воздушного флота за № 11 сего года, Отдел по устройству и службе войск Главного управления Генерального штаба разъяснил», что звание «военный летчик» приличествовало только «господам офицерам». Но видно военное время сделало свое дело, звание «военный летчик» получали все обучаемые, кто сдал соответствующий экзамен.

1916 год

На 1 января 1916 года постоянный состав Офицерской школы авиации включал 16 офицеров, 3 чиновников, 5 руководителей (инструкторов) нижних чинов, 386 военнослужащих нижних чинов.

Переменный состав включал 188 обучаемых, в том числе 93 офицера и 95 охотников и военнослужащих нижних чинов.

Методика обучения курсантов была следующей. Сначала ученики осваивали учебные и тренировочные полеты на «Фарманах» и «Моранах» и сдавали экзамены на звание «летчика». При этом налет учеников должен быть не менее 8 часов на «Фарманах» и не менее 12 часов на «Моранах». 

Затем шло обучение одних летчиков на боевых «Фарманах», других – на «Вуазенах». При этом налет на этих самолетах до сдачи экзаменов на звание «военный летчик» должен был составлять не менее 12 часов.

Авиаторы, летавшие на «Моранах», последовательно переходили от типа А к типу Ж, а потом и к «Парасолю». Летная практика на «Моран-Парасоле» составляла не менее 8 часов.

Симферопольским отделением заведовал штабс-капитан Корицкий Валериан Михайлович, а с мая 1916 года – штабс-капитан Капустян Константин Федорович.

Новым в подготовке в 1916 году стало обучение курсантов практическим стрельбам из пулемета в воздухе по конусу. Воздушные стрельбы по буксируемым «Моранами» конусам проводились с «Вуазенов» и «Морис Фарман-40».

Интенсивность полетов увеличивалась. Общий налет за январь составил 839 часов, что позволило выпустить 19 «военных летчиков» и переучить 8 пилотов строевых частей.  Для сравнения:  наибольший месячный налет в 1915 году был в сентябре и  составил 750 часов.

10 марта 1916 года начальник школы полковник Стаматьев Х.Ф. сообщил Великому князю Александру Михайловичу о том, что в школе переменный состав насчитывает 269 учеников, в том числе 135 офицеров, 103 охотника и 31 военнослужащего нижних чинов. В школе ожидали прибытия ещё 16 офицеров и Стаматьев просил о прекращении набора на этот год.

7 апреля 1916 года на заседании Военного совета было заслушано представление Главного управления Генерального штаба за  № 2697 от 2 апреля о сформировании Севастопольской военной авиационной школы. Офицерской школе авиации, в её прежнем виде, предстояло уйти в прошлое. Проекты штатного расписания и «Положения о Севастопольской военной авиационной школе» были утверждены императором и главнокомандующим 23 апреля.

 А  3 мая было утверждено полное почетное наименование – «Севастопольская его императорского высочества великого князя Александра Михайловича военная авиационная школа».

Недостаток денежных средств был главной из двух причин, приведших к выводу школы из Отдела воздушного флота. Второй причиной была общая реорганизация в области управления авиацией. 30 апреля 1916 года было создано Управление военного воздушного флота, которое получило статус главного управления военного ведомства.

Начальником управления военного воздушного флота был назначен генерал-майор Пневский Н.В. Ему были подчинены все авиационные и воздухоплавательные части военного ведомства.

Севастопольская военная авиационная школа состояла из:

- управления школы;

- офицерского класса;

- строевой роты;

- технической роты;

- двух отделений – Симферопольского и Бельбекского;

- обеспечивающих подразделений.

Организационные перемены не преобразили школу. Как и прежде, школа была перегружена работой. Как и прежде, школе многого недоставало.

Тыловое обеспечение отставало от темпов роста количества обучаемых в школе.

Большое влияние на содержание в порядке аэропланов и прочего имущества оказывало то обстоятельство, что школа, рассчитанная на 60 обучающихся, 120 человек постоянного состава и 20 аэропланов, вмещала временами до 270 обучающихся, до 920 человек постоянного состава и 139 аэропланов, из которых 70 ежедневно летали.  Особенно это касалось Симферопольского и Бельбекского отделений, где не было ангаров и самолеты хранились в выслуживших все сроки палатках.

 

В своей справке в АВИАКАНЦ в ноябре 1916 года начальник Севастопольской военной авиационной школы писал, что «в общем потоке, выпускаемом всеми авиационными училищами России, на долю школы выпадало до 65% летчиков, а значит, она имела государственное значение и заслуживала большего внимания в материальном обеспечении учебного процесса».

15 ноября 1916 года начальник Управления военного воздушного флота утвердил новые «Правила производства испытаний на звание военного летчика». По заключению Ткачева В.М. «эта новая программа полностью отвечала требования того времени».

Вскоре утверждения новых правил в Управление военного воздушного флота поступило секретное донесение от командированного в Европу прапорщика Нелидова А.А., в котором он сообщил о Школе воздушного боя, открытой во французском городе По.

Донесение Нелидова А.А. возымело моментальный эффект. «В настоящее время в школу прибыли пять «Ньюпоров»-истребителей, что дает возможность приступить к началу выполнения программы «Дивизиона воздушного боя в По», докладывал начальник школы в Управление военного воздушного флота 30 ноября 1916 года.

Решение о создании школы воздушного боя на российской земле вызрело в общих чертах уже давно. На это указывает телеграмма Великого князя Александра Михайловича, посланная начальнику Севастопольской военной авиационной школы 11 ноября 1916 года: «Командирую в Вашу школу французского летчика лейтенанта Мутак, которому Вы должны поручить обучение в истребительном отделении, и он должен быть старшим инструктором, и его система обучения должна быть принята к исполнению».

В 1916 году школа подготовила 261 пилота, в том числе со званием «военный летчик» - 221 человека (из них офицеров – 140, военнослужащих нижних чинов и охотников - 81),  со званием «летчик» - 40 (из них офицеров – 9, военнослужащих нижних чинов и охотников – 31).

 21 военный летчик после окончания школы был направлен для прохождения службы в Эскадру воздушных кораблей и участия в боевых действиях на самолетах «Илья Муромец».

 1917 год

Направленность обучения в Севастопольской военной авиационной школе по подготовке летчиков для истребительной авиации была подтверждена Великим князем Александром Михайловичем в своей телеграмме от 14 января 1917 года в Управление военного воздушного флота: «Предлагаю истребительное отделение иметь пока только при Севастопольской школе …..  Все наряженные самолеты истребительного типа сосредоточить в Севастопольской школе; имеющиеся в Гатчинской школе - передать в Севастополь».

В течение всего года в военной авиационной школе шла напряженная подготовка военных летчиков-истребителей для фронта. В Бельбекском отделении в школе воздушного боя курсанты и летный состав, прибывший для переподготовки с фронта, осваивали сложный пилотаж и приемы воздушного боя.

Не менее важным, чем высший пилотаж, была подготовка к стрельбе. Её вели над морем по буксируемому конусу или по маленьким резиновым шарам, наполненным водородом.

Из воспоминаний выпускника 1916 года Павловского Д.М., прибывшего в 1917 году в школу для переучивания на истребителя: «Я снова был в Севастопольской авиационной школе, в так называемой школе высшего пилотажа для воздушного боя, где все принципы обыкновенного полета были нарушены…. На экзамене надо было совершить довольно много упражнений, что шло вразрез с обыкновенным летаньем. Это была, скорее всего, акробатика в воздухе. Падение листом, переворачивание через левое или правое крыло, так называемая «бочка»…..  затем надо было делать английскую букву «S»…..  переход в штопор с десятью витками, и самое неестественное – «мертвую петлю»….. на экзамене надо было сделать три петли. Это было самым трудным упражнением. После этого экзамена на «Моране-Ж» я должен был сдать экзамен на «Ньюпоре-ББ», повторив все те же упражнения.

Вследствие февральского переворота, потрясшего государственные устои России, 21 марта 1917 года Великий князь Александр Михайлович освободил должность полевого генерал-инспектора военно-воздушного флота при Верховном Главнокомандующем.

Преемником Великого князя временно стал начальник канцелярии генерал-майор Барсов А.Ф. Вскоре должность была переименована: 19 апреля полковник Ульянин С.А. был назван исполняющим должность начальника Полевого управления авиации и воздухоплавания при штабе Верховного Главнокомандующего. Ульянин С.А. от данного назначения уклонился, в связи с чем 3 июня должность была вверена подполковнику Потомину А.И., а 9 июня – подполковнику Ткачеву В.М. Он заступил на пост 30 июня.

По официальным данным, с 19 июля 1914 года по 10 сентября 1916 года Севастопольская военная авиационная школа  выпустила 201 авиатора-офицера и 188 авиаторов нижних чинов.

За это же время Гатчинская военная авиационная школа подготовила 163 авиатора-офицера и 55 авиаторов нижних чинов.

Можно с уверенностью заявить, что Севастопольская военная авиационная школа лидировала по количеству выпускников. Что касается уровня летной и специальной подготовки, то, скорее всего, он был приблизительно, одинаковым во всех учебных авиационных заведениях.

После февральской революции 1917 года, когда по всей России происходили бурные события, солдаты, охотники и часть офицеров школы стали ездить в Севастополь на митинги. В воинских частях и на кораблях Черноморского флота создавались революционные комитеты, которые брали на себя руководство ими. Кстати говоря, председателем Севастопольского военно-революционного Совета был военнослужащий Севастопольской военной авиационной школы Сафонов В книге Манцурова Юрия Александровича «Кача: история и судьбы» он проходит как летчик Качи, но в списках выпускников Офицерской школы авиации ОВФ и Севастопольской военной авиационной школы таковой не значится.

Не обошли революционные события стороной и Севастопольскую военную авиационную школу. Участники митингов в Севастополе создали в школе революционный комитет, который сместил её начальника полковника Стаматьева Х.Ф. и стал во главе школы.

С 9 апреля 1917 года начальником Севастопольской военной авиационной школы стал капитан Богдановский Константин Михайлович выпускник авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы 1912 года, назначенный революционным комитетом.

 С 16 августа 1917 года начальником авиашколы стал полковник Макеев  Борис Владимирович выпускник первого набора школы 1911 года со званием «военный летчик».

После октябрьского переворота школьная жизнь начала замирать. Приказом народного комиссариата по военным делам от 14 ноября 1917 года № 11 все военно-учебные заведения были переданы в введение Управления главного комиссара высших учебных заведений, то есть, утратили свою военную направленность.

В 1917 году школа подготовила 162 пилота, в том числе со званием «военный летчик» - 105 человек (из них офицеров – 86, военнослужащих нижних чинов и охотников - 19),  со званием «летчик» - 57 (из них офицеров – 33, военнослужащих нижних чинов и охотников – 24).

1918 год

Согласно приказу по школе № 17 от 24 января 1918 года полковник Макеев Б.В. сдал должность начальника Севастопольской военной авиационной школы штабс-капитану Поперечину Александру Кирилловичу выпускнику авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы 1914 года.  С 1916 года он служил инструктором в Севастопольской военной авиационной школе.

В России повсеместно шло установление Советской власти и практически везде вооруженным путем.

На рубеже 1917/1918 годов Крымский полуостров впал в состояние анархии: в  Севастополе и Симферополе сосуществовали несколько политических группировок, которые боролись за власть.

Авиаторы Севастопольской военной авиационной школы были на стороне «красных». В декабре 1917-го – феврале 1918 года школа сформировала несколько боевых авиаотрядов.

Один из них был сформирован из Бельбекского отделения школы. Он был известен как Революционный или Бельбекский авиационный отряд. Командиром авиаотряда стал инструктор Бельбекского отделениия школы бывший штабс-капитан Иеске Мартин Мартинович.

После подавления контрреволюционного восстания в Крыму авиаотряд летом 1918 года был отправлен на Дон, где шла борьба против войск атамана Каледина. Командиром авиаотряда был помощник начальника школы и инструктор на аппаратах «Фарман» и «Ваузен» бывший подпрапорщик Ионин Аркадий Арсентьевич.

По мнению председателя Авиасовета Сергеева А.В., командированного в январе 1918 года в Могиле, Киев, Одессу и другие города для спасения авиационного имущества, «Севастопольская и Одесская школы обессилили себя выделением отрядов настолько, что нужны месяцы, чтобы их восстановить».

Вскоре после подписания большевиками Брестского мира в Крым пришли германские войска.

 6 мая 1918 года начальник Севастопольской военной авиационной школы Поперечин А.К. рапортом уведомил Управление военного воздушного флота о том, что германцы заняли школьные здания, вследствие чего Школьный комитет распустил всех служащих и прекратил всякую деятельность в школе и её отделениях. Школа стояла на грани разграбления и Поперечин А.К. просил содействия в сохранении имущества.

Во время германской оккупации немногочисленные обитатели школьного городка вели хуторской образ жизни.

После ухода германских войск и в связи с формированием Добровольческой армии школа была возвращена к деятельности.

В приказе за № 337 от 24 декабря 1918 года главнокомандующий Добровольческой армией генерал-лейтенант Деникин объявил временные штаты Военно-авиационной школы, а в приказе по вооруженным силам на Юге России за № 126 от 19 января 1919 года повелел «Военно-авиационную школу, находящуюся близ города Севастополя, включить в состав Добровольческой армии, зачислить на все виды довольствия с 1 января сего года и именовать Военно-авиационной школой».

27 декабря 1918 года инспектор авиации Добровольческой армии полковник Кравцевич И.И. командировал на «реку Качу для восстановления школы авиации» штабс-капитана Троицкого Б.М. (выпускник Офицерской школы авиации 1913 года, «военный летчик». Инструктор в школе в 1914-1915 годах).

С декабря 1918 года в течение почти двух месяцев капитан Троицкий Борис Михайлович исполнял должность начальника Военно-авиационной школы Добровольческой армии.

В 1918 году подготовка летного состава не проводилась.

 1919 год

25 февраля 1919 года начальником Военно-авиационной школы Добровольческой армии был назначен полковник Усов Михаил Иванович выпускник Офицерской школы авиации 1912 года.

1 января 1919 года в авиашколу был назначен инструктором корнет Арцеулов К.К. (выпускник 1915 года, «военный летчик», до 15 марта 1918 года был инструктором в Бельбекском отделении),  25 февраля – ротмистр Кушлянский Л.А.

В школу прибывали авиаторы, имевшие большие перерывы в полетах. Им предстояло восстановить утраченные навыки.

Однако, не успев наладить работу, из-за наступления «красных» 2 апреля 1919 года Военно-авиационная школа была эвакуирована на Кубань.

«Белый» школьный эшелон прибыл 11 апреля на станцию Усть-Лабинскую, где из военных летчиков, летчиков-наблюдателей, офицеров и добровольцев, так или иначе причисленных к школе и авиационно-моторным курсам, была образована Офицерская строевая авиационная рота под командованием военного летчика полковника Дацкевича Л.А. С 20 апреля строевая авиационная рота участвовала в наземных боях  в составе войск генерала Кутепова А.П.  20 мая 1919 года убыла в станицу Усть-Лабинскую, где по прибытии 4 июня была расформирована.

18 июля Военно-авиационная школа  была возвращена на крымскую землю.

В этот период в результате погрома, учиненного французами перед их отступлением из Севастополя, некоторые мастерские выгорели. Ремонтное оборудование было расхищено или приведено в негодность. Но школьные авиаторы все же смогли устроить под одной крышей столярное и механическое отделения и наладить их работу.

В августе-декабре 1919 года школа работала на прежнем месте. Основная деятельность была нацелена на восстановление навыков и тренировку летного состава. На территории Крыма в это время не было боевых авиационных частей.

Данных о подготовке летчиков нет. Приказы за 1919 год утрачены

1920 год

Когда в конце 1919 года определился общий отход армии генерала Деникина, «белое» командование решило во что бы то ни стало удержать Крым.

В январе-феврале 1920 года начались боевые действия на Крымском фронте по обороне полуострова от наступающих войск «красных».

В январские дни 1920 года из инструкторов и учебных самолетов авиашколы был сформирован так называемый «школьный авиаотряд из Качи». В течение месяца школьный авиаотряд участвовал в боевых действиях Добровольческой армии.

Прибывшие из Чечни 5-й и из Одессы 8-й авиационные отряды дали возможность снять с фронта и возвратить в Военно-авиационную школу школьный авиаотряд.

13 февраля школьный отряд вернулся на аэродром Качи.

В марте 1920 года в школе существовали четыре учебные группы. Во главе их стояли инструкторы корнет Арцеулов К.К., ротмистр Холщевников В.И., штабс-капитан Капустян К.Ф. и поручик Боровой Т.С.

30 марта в расположение школы прибыл для формирования 1-й Донской самолетный отряд, имевший 17 офицеров, двоих чиновников и 12 казаков. В школе донские авиаторы получили необходимое имущество, научились летать на бипланах «Авро» и 24 июня выступили на фронт.

Приказом начальника авиации вооруженных сил Юга России генерал-майора Ткачева В.М. от 13 апреля 1920 года № 63 был образован резерв летчиков и летчиков-наблюдателей, который находился при Военно-авиационной школе. С резервом проводились занятия и полеты.

Кроме того, школьные авиаторы ремонтировали и собирали аэропланы, предназначенные для фронтовых частей.

С 25 сентября 1920 гола начальником Военно-авиационной школы Добровольческой армии вместо полковника Усова М.И. был назначен полковник Шереметьевский Георгий Леонидович, выпускник отдела авиации Офицерской воздухоплавательной школы.

В приказе по школе за № 270, объявляя о сдаче дел, полковник Усов М.И. писал: «Приняв полтора года тому назад разоренную и распроданную немцами и большевиками, а затем сожженную французами школу, благодаря крайнему напряжению сил переменного и, особенно, постоянного состава школа, никем не снабжаемая и никем почти в течение года не пополняемая, пережившая эвакуацию на Кубань, снова вернувшаяся на Качу, ожила и заработала ускоренным темпом …

 Начав осенью прошлого года обучение полетам, школа к весне настоящего (1920) года выпустила 28 отличных летчиков …

Сердечно благодарю руководителей школы и, особенно, корнета Арцеулова К.К., несшего всегда двойную и трудную работу по обучению учеников и по испытанию и пробе самолетов…».

Шереметьевский Г.Л. держал ответное слово в приказе по школе за № 271 от 26 сентября: «Принимая с гордостью должность начальника той школы, где впервые зародилась русская военная авиация, то славное авиационное гнездо, из которого вылетели лучшие русские летчики, создавшие могучую авиацию, я приложу все усилия к тому, чтобы школа была рассадником доблестных летчиков и тем источником авиационных знаний, из которых авиация будет всегда черпать свежие силы для борьбы с врагом и для своего развития…»

 В этих словах выпускника Гатчинской авиашколы звучит очень точная оценка о месте Качи в зарождении и развитии Воздушного флота России .

С 21 по 20 октября 1920 года  в школе действовали две учебные группы, летавшие на «Моран Парасоль».

«Белые» под ударами «красных» покидали Крым. Приказом от 11 октября № 3723 главнокомандующий Русской армией генерал барон Врангель приказал «Военно-авиационную школу считать строевой частью»

20 октября военный летчик подпоручик Базилевич-Княжиковский вернулся из командировки: он взлетел в районе Бакальской косы и перегнал в школу «Ньюпор», захваченный у «красных».

Документы больше не освещают дальнейших событий: последний из обнаруженных «старорежимных» приказов по школе – приказ № 301 – датирован 25 октября 1920 года.

Двадцать шестого октября 1920 года полковник Шереметьевский Г.Л. получил от генерал-майора Ткачева В.М. совершенно секретный пакет, который содержал известия о том, что «красные» вошли в Крым и что надлежит быть готовым к эвакуации, которая была назначена на 30 октября и что всем эвакуируемым надлежит быть не позднее полудня в Севастополе на Северной стороне.

Были объявлены срочные сборы. В четыре часа утра была начата посадка в автомобили и колонна убыла в Севастополь, где школьные авиаторы взошли на палубу французского парохода, на котором и отплыли от родных берегов.

Не пожелали эвакуироваться штабс-капитаны Капустян К.Ф., Макеев Б.В., капитан Зеленин и корнет Арцеулов К.К. Шереметьевский Г.Л. написал им «охранную грамоту». Он адресовал ее «первому на территории школы «красному командиру», вверяя его защите указанных офицеров ввиду их добровольного отказа от дальнейшей борьбы и бегства».

Командующий Южным фронтом Фрунзе М.В. в начале ноября 1920 года приказал начальнику воздушного флота Южного фронта после занятия Джанкоя «срочно образовать в районе последнего передовую авиабазу, откуда организовать ежедневные налеты на порты Евпатория, Севастополь, Ялта, Феодосия и другие с задачей бомбометания, не давая противнику проводить планомерную эвакуацию».

Весьма слабая попытка атаковать неприятельские транспорты неожиданно привела к занятию качинского авиационного городка.

2 декабря 1920 года в приказе № 3 начальник Воздушного флота 4-й армии приказал «вплоть до получения директивы из Центра, считать захваченную у противника авиашколу в своем ведении».

Приказ также сообщал о том, что «допускается к временному исполнению должности начальника Тренировочной авиашколы Южного фронта краслетнаб 5-го авиаотряда истребителей Добров Петр Михайлович».

Согласно приказу по школе № 1 от 9 декабря 1920 года Добров П.М. принял вверенное ему учреждение.

Инструкторы школы Капустян К.Ф., Макеев Б.В., Зеленин и Арцеулов К.К. не пострадали: красвоенлеты относились к ним с уважением.

Тренировочная школа непродолжительное время использовалась для переучивания и восстановления навыков военных летчиков Южного фронта. Но скоро она вернулась к своей обычной функции – обучению будущих летчиков.

В соответствии с приказом Реввоенсовета от 23 ноября 1920 года № 484  Зарайская  авиационная школа реорганизуется в Летную школу авиации № 1. Руководил реорганизацией Цветков Борис Леонидович (выпускник Офицерской школы авиации 1913 года) - начальник отдела высшего пилотажа Егорьевской авиашколы, базировавшего в Зарайске. В марте 1921 года Летная школа авиации № 1 была сформирована.

В мае 1921 года Цветков Б.Л. вступает в должность начальника Тренировочной школы авиации Южного фронта, базирующейся на Качинском аэродроме и в июне этого же года она становится Севастопольским отделением Летной школы авиации № 1.

В сентябре 1921 года начальником Севастопольского отделения назначен Воротников Александр Степанович, выпускник Офицерской школы авиации 1912 года.

 В соответствии с приказом по Рабоче-Крестьянскому Красному Воздушному Флоту № 14 от 30 декабря 1921 года «О слиянии Летной школы авиации № 1 и Севастопольского отделения»  в марте 1922 года Летная школа № 1 перебазируется в Крым на Качу. Из Зарайска на Качинский аэродром прибыл небольшой железнодорожный эшелон с четырьмя самолетами и 30 человек личного состава.

В историческом формуляре Качинского ВВАУЛ это событие записано так: «В марте 1922 г. школа авиации № 1 вливается в Качинскую школу». Начальником Летной школы авиации № 1 становится Воротников А.С.

В соответствии с приказом Реввоенсовета от 16 февраля 1923 года № 225 Летная школа авиации № 1 переименована в Первую военную авиационную школу летчиков. Возглавил её Семенов  (данных о нем нет).

Небольшое отступление от темы.  

В годы Гражданской войны молодая Советская республика готовила летные кадры в 1-й Московской, Егорьевской и Зарайской авиационных школах.

 1-я Московская авиашкола: до революции – школа авиации военного времени Московского общества воздухоплавания. Ее еще называли Московская высшая школа Красвоенлетов. Место базирования – Ходынское поле.

Егорьевская авиашкола: создана на базе эвакуированной Гатчинской.

 В 1918 году Гатчинская военная авиационная школа была переименована в 1-ю народно-социалистическую авиационную школу Рабоче-крестьянского Красного Воздушного Флота. В ней развернулась подготовка летчиков советской разведывательной авиации. Но из-за складывающейся опасной обстановки на фронтах  Реввоенсоветом было принято решение об эвакуации школы в Самару. В феврале 1918 года туда вышли первые два железнодорожных эшелона. Вскоре за ними было отправлено еще 10 эшелонов по 42 вагона в каждом. Часть эшелонов дошла до Самары и попала в руки белых. Часть эшелонов, застрявшая в Казани, была возвращена в Москву. На основе спасенного имущества и авиатехники в Егорьевске была создана школа Красного воздушного флота, которая в октябре 1918 года получает наименование: Егорьевская военная школа авиации РККВФ. В некоторых источниках в начале 20-х годов она называется Егорьевской военно-теоретической школой летчиков. В Зарайске базировался её отдел высшего пилотажа.

В сентябре 1924 года Егорьевская авиашкола была перебазирована в Ленинград, где в соответствии с приказом РВС СССР № 224/25 и приказом начальника ВВС РККА № 593 на базе Петроградской (бывшей Киевской) школы техников-механиков КВФ и Егорьевской (бывшей Гатчинской) авиашколы была создана Военно-теоретическая школа Красного Воздушного Флота. Это – прообраз Военно-воздушной инженерной академии им. Можайского, впоследствии переданной из Военно-воздушных Сил в Ракетные войска Стратегического назначения и далее в Главное Космическое управление. В настоящее время это военный инженерно-космический университет.

Кроме того, преемником Гатчинской авиашколы считает себя Егорьевское авиационно-техническое училище Гражданской авиации – в настоящее время Егорьевский  авиационно-технический колледж Гражданской авиации.

Зарайская авиашкола. Называется как самостоятельная авиашкола (Упоминается в приказе РВС от 23.11 1920 г. именно как Зарайская авиашкола). Исходных данных о ее создании нет.

Кроме авиашколы в Зарайске базировался Отдел высшего пилотажа Народно-Социалистической (Гатчинской), а с октября 1918 года - Егорьевской военной авиашколы. Подтверждается записями в послужном списке Цветкова Б.Л.

В ноябре 1920 года (приказ РВС от 23 ноября 1920 года № 484) Зарайская авиашкола реорганизуется в Летную школу авиации № 1, в составе которой с мая 1921 года появляется Севастопольское отделение с базированием на аэродроме Кача.

В приказе Реввоенсовета  четко сказано что, в Летную школу авиации № 1 реорганизуется Зарайская авиашкола, а не отдел высшего пилотажа Егорьевской (Гатчинской) авиашколы.   Это дает возможность предположить, что объединения Севастопольской и Гатчинской авиашкол не было.